Филимоненков Виктор (fiviol) wrote,
Филимоненков Виктор
fiviol

Поход на Иремель 13.05.2018

Как в том анекдоте: «Хорошо пить с утра – выпил, и целый день свободен!»
Хорошо ходить в походы в мае – сходил, и на все лето осознание, что сезон уже в общем-то состоялся!

Все фото: https://yadi.sk/d/4pJ_3qfd3WF32M
На прошлой неделе позвонил Дима и пригласил нас отпраздновать день рождения… (я судорожно начал просчитывать варианты приезда в Екатеринбург на выходные)… в ресторане гостиницы «Синегорье» в Юрюзани, куда он собрался приехать 12 числа. В сам день рождения, 13 мая, он планирует в очередной раз взойти на Иремель и тоже пригласил нас присоединяться.
В ресторан мы приехали все вчетвером: угощались, поздравляли, Дима показывал фотографии из Питера с новенькой Аней, хорошо посидели, слегка прогулялись по Юрюзани.
А вот на Иремель присоединился только я, да и то только потому, что Дима выбрал правильную тактику – предложил поход неожиданно и накануне. Если бы было побольше времени на подумать, наверное я бы тоже нашел повод не идти: еще не совсем сезон, сыро и довольно холодно; походник я неопытный, и восхождение для меня немалый стресс; даже обуви-одежды специальной походной у меня не предусмотрено; на Иремеле я уже был три года назад, при этом удовольствие от повторного похода – уже не то, что в первый раз, а вот трудности – все те же и заново по полной программе! И вообще, стар я уже начинать по горам лазить, клещи в лесу, дел много, а воскресенье всего одно в неделю. В общем, не собрался бы и не пошел. Но тут собираться и планировать ничего было не надо: машина подана, гора где-то у горизонта уже ждет, погода не пугает, по крайней мере снег-дождь неделю не выпадал, и в воскресенье его не обещали – сгоряча встал да пошел, как тот Лазарь, и провел выходной красиво.
В половине 9 я вышел за КПП, где Дима меня подобрал, и мы поехали в Тюлюк – это километров 50, половина из них по грунтовой дороге, впрочем, она вполне в сносном состоянии, не грязная, так как дождей нет, а в нос не пылит никто, так как некому, машин сейчас нет почти.

В Тюлюке проехали мимо пасущихся лошадей, возле которых в прошлый раз на «Ладе» с Олегом мы уже остановились, потому что дороги там дальше нет, но Дима на своей джиповой конфигурации проехал еще с километр вперед и остановился только у ручья (как-то типа Караганка он называется).

Моста для автомобиля через ручей нет, летом его, видимо, можно проехать вброд и потом подъехать к горе еще ближе, но пока вода большая, на берегу ручья непрочный лед, так что дальше мы пошли пешком.

Еще не было 10, когда мы перешли Караганку, и стали постепенно подниматься в гору. Впрочем, первый этап пути, до кордона на входе в природный парк «Иремель» (он же – вход в Башкирию из Челябинской области) разгоночный: подъем невысокий, тропа широкая, даже проезжая, для тех у кого соответствующая джиповая конфигурация, конечно. Осадков, как и обещали, не было, было не жарко, но и не слишком прохладно, да мы и не в футболках шли, так что вполне комфортно, к 11 часам добрались уже до кордона, а это, если по горизонтали считать, уже половина пути от Тюлюка до вершины.
Листьев на деревьях в наших краях еще нет, травы тоже почти не наблюдается. Зато в этом году очень много подснежников – и в городе, и в лесу. Бывают у нас такие годовые всплески: в какой-то год повсюду летала масса белых бабочек почему-то, в другой год было много разнообразных птиц, которых в следующие годы не наблюдалось. В этот раз вот подснежники вылезли, которые почему-то растут по большей части небольшими зелеными островками на полянах из пожухлой прошлогодней травы. Я, впрочем, не слишком силен в ботанике и не уверен, является ли подснежник названием вида, или это просто общее название для весенних цветов.

На кордоне мы слегка передохнули, потом пошли по более короткой (6 км) из двух троп, ведущих к горе - на второй тропе, говорят, реальное болото, даже летом. При входе у нас взяли по 60 рублей с человека, а также записали, фамилии, телефон, чтобы убедиться потом, что вышедших из леса столько же, сколько вошедших, а то были тут несчастные случаи.
Тропа стала не проезжей и местами малопроходимой. Кое-где, где лес тенистый, на ней еще не растаял снег, а, утоптанный за зиму, он хорошо слежался, так что идти по нему даже легче, чем по земле, камням и корням. Местами, правда, зима уже совсем закончилось, а лето еще и не думало начинаться, так что в этих местах вместо тропы текли сплошные ручьи, и дорогу приходилось постоянно выбирать. Направление на гору, впрочем, на всем протяжении отмечено флажками, которые, правда, иногда приходилось поискать, но заблудиться трудно даже в этих весенних условиях.

Людей почти нет. Три года назад с Олегом мы ходили 12 июня, уже было тепло и длинные выходные впереди, так что туристов было, как на проспекте, в том числе с маленькими детьми в рюкзаках и с палаточным поселком у подошвы горы. В этот раз на выходе с кордона нам сказали, что кроме нас за день прошли всего три группы, из которых мы встретили только одну, на самой вершине.
Километра через три от кордона начался самый трудный участок пути, градиент стал крутой, кроме того на высоте начались сугробы, которые либо обходить, либо идти по ним, проваливаясь.

Еще ближе к вершине, там где перед финальным пупырем идет выполаживание, на открытых местах снег кое-где растаял, и вся земля мокрая – идти приходилось по щиколотку в воде. Вообще, обещанный стресс для организма, не только физический, но и психический, отрабатывал обещание вовсю. С непривычки трудно, когда на каждом шагу нужно принимать решение, куда этот шаг сделать, и через раз испытываешь дискомфорт от того, что принятое решение было не вполне удачным. А наверху действительно другое давление, и без того дерганное в наших краях, и кислорода меньше, и белый снег на солнце слепит глаза. Конечно, крутым парням все эти «трудности» покажутся ерундой, но только сколько их, этих крутых парней? Четыре группы в ясный майский день. Для меня же это были вполне себе ощутимые ощущения. Так что после похода я несколько дней приходил в порядок, не только болели руки-ноги, но и вообще было заметно не по себе.

К подножию пупыря – каменного крутого купола на самой вершине, метров 150 высотой – мы подошли в начале второго, и, передохнув, пошли на его штурм. Шли с передышками, чтобы восстановить дыхание, так в несколько приемов и забрались по сплошным курумам.

Наверху горизонтальный марсианский ландшафт, и за ним еще небольшая стена, метров 10 высотой, а на ней уже и вершина Большого Иремеля – 1582 метра. Вокруг горы да горы, красиво, хотя пейзаж несколько сероват, пока листьев еще нет.

Посидели на верху минут 10 и пошли назад.
Спускаться по камням тоже непросто и даже опаснее, чем подниматься, но это хотя бы уже вниз. Минут 40 ушло на спуск по пупырю, мы снова передохнули у подошвы, перекусили, и часа в три пошли в обратный путь. Глядеть на удаляющуюся гору было страшно и уже даже непонятно, как это мы только что на нее взошли. Вообще, есть в этом справедливость: утром идешь вверх, пока силы еще есть, и кажется неспортивно не дойти до конца, а потом, когда сил уже нет, начинаешь спускаться. Это тоже непросто, но с другой стороны и уже никуда не денешься – теперь назад не повернешь на полпути, потому что уже и так идешь назад!
На очередном привале я набрал в освободившуюся бутылку воды из горного ручья, холодная. В другом месте мы все-таки чуть не проскочили мост через ручей. На кордоне были часов в 5, а до машины дошли после 6.

Дима довез меня до КПП, и в половине восьмого вечера я уже совсем без ног был дома, а Диме еще ехать до Екатеринбурга 400 километров. Геройский день рождения!