Филимоненков Виктор (fiviol) wrote,
Филимоненков Виктор
fiviol

Автопробег 04-06.08.2017, Магнитогорск - Аркаим

В течении двух с половиной дней мы вчетвером, а еще и с Димой и Ирой, провели очередной автопробег, на этот раз целиком проходящий по территории Челябинской области. Проехали на этот раз немного, у нас получилось чуть больше 1200 километров, но большей частью по степным районам области, южнее трассы М5, где мы раньше почти не ездили, а летом вообще оказались в первый раз. Поездка включала в себя вечернюю прогулку и ночевку в Магнитогорске, а также почти сутки, проведенные в заповеднике Аркаим, одной из самых известных достопримечательностей Южного Урала. Обратный путь пролегал по дорогам в восточной части области, известной, в частности, своими населенными пунктами с «европейскими» названиями. Крупные реки на этот раз были представлены, для разнообразия, Уралом. Впрочем, в наших местах он еще не очень-то и крупный, но это не мешало нам каждый раз, пересекая его, менять вместе с берегом еще и часть света. Кроме того, мы постоянно пересекали водоразделы, оказываясь попеременно в бассейнах то Волги, то Оби, то Урала.
В пост добавлены фотографии.
Ссылка на все фотографии поездки: https://yadi.sk/d/lGEOy04-CMoUWQ
Карту наших поездок в предыдущем посте о путешествиях обновлена.
Поездка назревала, но для ее осуществления требовалось, во-первых, чтобы выходные совпали с хорошей погодой, что в нынешнее дождливое и холодное лето довольно проблематично. А, во-вторых, нужно было, угадав хорошую погоду в будущие выходные, организовать дополнительные полдня в пятницу, потому что субботой и воскресеньем обойтись в принципе было можно, но только если вас не интересует результат, а с «длинными» выходными летом, к сожалению, не густо. Но внезапно завод сам в честь своего юбилея расщедрился на укороченную рабочую пятницу 4 августа, а прогноз погоды на выходные оказался благоприятным, так что размышлять не приходилось. Я созвонился с Димой, и мы организовали нашу совместную поездку.

4 августа. В пятницу до 12 часов мы «работали». В принципе, можно было тогда взять эти 4 часа отгулом и поехать с утра, но жалко – в такие дни, когда все вокруг расслаблены, и на работе не так уж плохо. После работы надо еще было собраться, так как вечером накануне сил для этого, разумеется, не было. Олег заправился, мы покидали в машину вещи и около половины второго выехали. По М5 проехали до Чебаркуля, пообедали в привычном уже кафе у Горного озера, потом свернули на не езженую дорогу на юг через Уйское, поехали вдоль Уральского хребта.

Неплохая дорожка, после М5 совсем почти незагруженная, ехали достаточно быстро. Ландшафт скоро стал непривычным, обычно мы по нашей области ездим по лесам и горам, а тут степь.

Где-то после Ларино за руль села Таня, как ни старался отмазаться Олег от того, чтобы уступить руль, совсем неубедительным «сейчас только найду место, где остановиться» (это посреди степи-то). Таня проехала через Верхнеуральск, первый раз за поездку пересекла Урал по Верхнеуральскому водохранилищу (из Азии в Европу).

Потом за руль сел Олег, потому что уже приближались к Магнитогорску. Мы на некоторое время вернулись в Азию, въехали в город через север. Там сразу начались неприятные запахи и ядреный индустриальный пейзаж – трубы, какие-то металлические конструкции, цеха, железные дороги. Тоже, в общем-то, своеобразное впечатление.

Снова переехали через Урал (то есть опять в Европу), где находится жилая часть Магнитогорска, и по проспекту Ленина проехали почти весь город за Казачий переезд (переездами в Магнитогорске называются мосты через городской пруд). Там у нас была забронирована квартира, где мы и устроились.

Уже вовсю был девятый час вечера, и мы вышли погулять по городу, в котором до сих пор были только один раз, в поездке полтора года назад. Дима с Ирой, которые приехали незадолго перед нами, уже гуляли в нашу сторону, мы их сразу встретили и пошли вместе с ними обратно, ближе к центру. Времени было уже много, темнело, так что до самого центра мы и не надеялись особенно дойти, просто гуляли. По Звенягина перешли на Карла Маркса, зашли поужинать в очередной макдональдз. Потом мы дошли на север до достопримечательности под названием Куранты и вернулись к гостинице, в которой остановились Дима и Ира. Ира пошла в гостиницу, а Дима нас на своей машине довез до нашей квартиры.
Было уже пол-11, и мы с удовольствием сразу легли спать. Было достаточно тепло, но окошко пришлось закрыть, так как прямо под окном на лавочке какая-то аборигенка уже полчаса разговаривала по телефону и, очевидно, собиралась так говорить до утра, если деньги на счету не кончатся. Удивительные способности у людей бывают.

5 августа. Утром будильник почему-то не позвонил, так что проспали аж до 8:30, и пришлось подниматься-завтракать-умываться в спешке. В 9:30, как договаривались, сдали квартиру хозяйке, и скоро выехали.
У нас получилась небольшая неувязка: Дима уже стоял где-то возле нашего дома и должен был тронуться за нами, как только мы проедем мимо него, но, наверное, пропустил нас. Мы уже выезжали из Магнитогорска, когда он позвонил: где же мы наконец? Сказал, чтобы мы ехали, а он нас догонит, но мы как раз остановились, чтобы купить арбуз. Пока покупали, Дима проехал мимо нас, и теперь мы стали его догонять. Но поскольку он нас догонять не переставал, то так мы и догоняли друг друга до самого Аркаима, что полезно сказалось на скорости - к 12 часам уже доехали.
Часть дороги после выезда из Магнитогорска до поворота на Сибай мы полтора года назад уже проезжали, а после Кизильского снова начался совсем новый участок по самому югу области.

Километров за 50 до Аркаима нас напугал начавшийся грунтовый разрыв, но он через несколько сотен метров кончился, в целом дорожка и тут была вполне нормальная. По отдельному ответвлению доехали до Аркаима, где, наконец, догнали друг друга. Оставили машины, пошли сразу в лагерь смотреть, где тут экскурсии. Экскурсия на раскоп была в 13:30 (250 р. с человека), а до нее мы сходу купили себе еще небольшую экскурсию (400 р. на всех) в музей древних ремесел, тут же в лагере.
Чтобы не плеваться в течение всего рассказа, скажу в одном месте, что историческая «наука» уже перестала даже разочаровывать абсолютным, почти демонстративным отсутствием хоть каких-то разумных обоснований и тормозов при декларировании своих фантасмагорических «реконструкций» и датировок. К сожалению, у меня нет уже никакой надежды, хоть когда-нибудь и где-нибудь вместо сказок, «подтвержденных археологическими данными», услышать на экскурсии по «древним» местам хоть сколько-нибудь добросовестный рассказ об этих археологических данных. Приходится с этим мириться и воспринимать эту археологическую составляющую Аркаима наряду с солнцепоклонниками и прочими эзотеристами, которых там тоже полно, как одну сплоченную кунсткамеру, которая тем и интересна, что она кунсткамера.
Теперь, вынеся свой сарказм за скобки, постараюсь при описании экскурсий ограничиться вежливым рассказом о том, что нам показывали и говорили. В музее древних ремесел нам показали несколько печек, гончарных кругов и ткацкий станок, сконструированные современными специалистами, рассказали, о чем думали по ночам у очага древние аркаимцы. Само здание музея тоже представляет собой «реконструкцию» одного из помещений раскопанного городища Аркаима. Эта экскурсия заняла полчаса, время до следующей экскурсии мы потратили на то, чтобы оглядеться по сторонам, поставить поудобнее машины.

На раскоп пошли пешком, по дороге на него прошли мимо древнего поселения, датированного 10000 лет до нашей эры (степь, заросли конопли, раскопки не проводились). Через 200 метров на той же тропе мы оказались у другого поселения, датированного 2-4 тысячи лет до нашей эры (степь, травы, раскопки не проводились), последовал рассказ о сравнении форм колесниц Батайской культуры и в древнем Египте, наши древнее и лучше.

Еще через 200 метров, внезапно, оказалась мельница конца 18 века (степь, вроде бы бугорки вдоль речки - экскурсовод не продолжал экскурсию, пока все не подтвердили, что видят бугорки; про раскопки не сообщается). Место красивое, степь, речка (ее хотели запрудить в 80 годы, но нарыли древнее городище, и превратили это место в заповедник), бугорки, две невысокие сопки (Змеиная и Грачевая), между которыми остатки недостроенной дамбы. Разнотравье, тенистая березовая рощица, повсюду видны кротовые норы, но из животных кроме жуков и грачей никого не показали. В общем, приятная прогулка, и при этом, наконец, лето – так что жаркому солнцу даже радовались.

Через 2 километра дошли, наконец, до раскопа самого Аркаима, датируемого 2 тысячами лет до нашей эры. Раскопки проводились в 1990-х годах, половина городища была раскопана, а потом засыпана, вторая половина не раскапывалась в ожидании появления новых методов исследований.

В раскопанной части оставили для показа туристам два «помещения» – в одном то, что по факту было у археологов (голая глиняная площадка-«материк», на глубине около метра от поверхности земли, имеются некоторые неровности), а в другом такая же площадка, но уже с некоторыми трехмерными «реконструкциями». Эти участки обнесены современной кладкой для сохранности, рядом есть еще «реконструкция» участка «древней» городской стены (традиционная бревенчатая кладка) и участок городского «рва». Следовал рассказ экскурсовода о подробностях быта и параллелизме религиозных представлений в древнем Аркаиме и текстов «Авесты».

После раскопа пришли обратно, неплохо пообедали в столовой на территории лагеря, запаслись водой и в пол-4 пошли еще на одну экскурсию (250 рублей с человека, Дима не пошел, он там уже был). Эта экскурсия тоже требовала пройти километров 5 по степи, так что мы за день все загорели и даже местами подгорели, но не смертельно. Сначала нам показали «стоянку древнего человека», «воссозданную» современными учеными - монументальное архитектурное сооружение, каменный фундамент и восьмистенный бревенчатый шатер на полтора десятка венцов, сделанные каменными топорами. Озвученная девушкой-экскурсоводом логика «реконструкции» такая: «если за 10 лет не развалится, значит, так первобытные люди и строили».

Потом нам показали в степи перевезенные из других мест мегалиты и аллеи их камней неизвестного предназначения, «воссозданные» погребения разных времен и народов.

Конечной и высшей точкой экскурсии была «реконструкция» кургана, найденного где-то на территории Челябинской области в прошлом веке, и относимого к захоронению древних сарматов, 4 век до нашей эры, по сравнению с которыми дворцы первобытных людей – мелкие хижины.

Олег пожертвовал огонь из своей зажигалки, которым экскурсовод зажгла древние свечи внутри кургана, перед тем как пустить нас в глубину веков, где рассказала об отрезаемых древними сарматками правых грудях, чтобы им удобнее было стрелять из лука. На этом научная часть нашего посещения окончилась, в лагерь мы вернулись уже в половине шестого.

Для ночевки в лагере есть вагончики, но свободных мест в них не было уже накануне поездки, мы звонили. Дима с Ирой точно собирались ночевать в палатке, а мы думали, что устроимся в соседней деревне, но в конце концов решили, что надо уж идти в экстриме до конца, тем более, что погода вроде бы позволяла. Дима взял для нас и свою старую палатку и мы все-таки решили, что будем в ней ночевать. Выбрали себе кусок земли под Змеиной сопкой (палаточное место на сутки стоит 200 рублей, парковка машины 50 рублей), и поставили палатки рядом.

Мы с Таней и Ирой пошли купаться в местной речке. Купальное место представляет собой небольшой прудик метров в 15 диаметром, довольно глубокий и окруженный настоящими кувшинками. Вода холодная, но после жаркого дня в самый раз. Поплавали, вернулись.

Я сходил к столовой за водой, хотя Дима и критиковал меня, что наливать питьевую воду из крана неспортивно, тем более когда рядом речка со вкусом кувшинок. На 300 рублей купили две охапки березовых бревен (барель нефти дешевле), и Дима начал разводить костер и готовить в котелке гречневую кашу с тушенкой и чай. Олег ему помогал, или, по крайней мере, не мешал, а мы с Таней, Ирой и Вовой пошли встречать (или провожать?) закат на Грачевую сопку. Подъем на нее минут 15, совсем не обременительный, а виды с горы классные, тут же солнцепоклонники заряжаются энергией и какой-то шаман бьет в бубен.

Самого заката мы, впрочем, не дождались, солнце зашло в мглу над горизонтом и что-то там непонятное делало, поэтому пошли к палатке, пока не совсем темно.

В рощице я еще набрал бесплатного хвороста к нашему костру. Каша уже была готова, вкусно, поели с аппетитом, потом взрезали наш арбуз. Стемнело, и на эстраде недалеко от нас начался концерт эзотерической музыки с факельным шоу, мы сначала напугались, что это на всю ночь, но обошлось, все было вполне прилично. Таня, и Ира пошли смотреть, а мы сидели у костра, я показывал детям на небе звезды по памяти, так как сам почти ничего уже не вижу. В 11 легли спать, мы с Таней и Вовой в палатке, а Олег устроился в машине. Ночевка в палатке оказалась весьма полезной: во-первых, для экзотики, а во-вторых, мне она с убедительностью доказала, что эта экзотика на один раз, и больше ни к чему – тесно, жестко, холодно. Спасибо еще, что дождь ночью так и не пошел, как прогнозировали, и комаров не было. Более-менее мне удалось заснуть, когда утром Таня и Вова под руководством Иры пошли провоженное накануне солнце, теперь уже на Змеиную гору, я залез под все одеяла и согрелся.

6 августа. Все же полного сна так и не было, и часов в 7 утра я встал, когда Таня с Вовой вернулись и еще прилегли. Собирались, умывались, Дима еще зажег костер и разогрел котелок для чая. Купили бутерброды в столовой, позавтракали, мы с Димой забежали тоже на Змеиную сопку, там выложен каменный лабиринт, по которому ходят эзотеристы по часовой стрелке, как планеты вокруг Солнца, если со стороны южного полюса смотреть.

К 9 часам собрали палатки, затушили костер и в начала десятого выехали. Вернулись на дорогу вдоль южной границы области, и по ней поехали в сторону поселка Бреды, о котором мои постоянные игратели знают по прошлогодней бескрылке. Дорога хорошая, а мы боялись. Проехали Рымникский, потом весь день проезжали мимо населенных пунктов имени побед русского оружия.
В Бредах заправились, в Карталах выпили кофе с блинчиками.

Проехали мимо Варны, поворот на Лейпциг, Бородино, в Чесме еще раз заправились.

Вокруг всюду сельское хозяйство.

После Чесмы повернули на Троицк, после которого Дима с Ирой поехали в Екатеринбург, а мы еще перед Троицком свернули в Берлин с целью сфотографироваться у столба.

От поворота до Берлина всего 15 километров, но нам их не дали проехать. После проезда реки Уй дорожка нас остановили пограничники у шлагбаума и попросили предъявить документы. Впереди дорожка метров 500 идет прямо по границе с Казахстаном (хотя и принадлежит Челябинской области), и в этом месте пограничная зона. Нам сказали, что на проезд нужно разрешение, и мы развернулись обратно. Дожили, казахи мешают русским туристам взять свой же Берлин.
В сам Троицк мы въезжать и не собирались, у въезда в город повернули на Челябинск.

Остановились настроить навигатор, а он нам подсказал, что через Челябинск ехать неинтересно, а лучше в Южноуральске повернуть налево и ехать по местным дорогам – короче, к тому же мы так еще не ездили.

На следующей после поездки неделе я как раз перечитывал пушкинскую «Историю Пугачева» и с интересом узнал, что навигатор у Пугачева был аналогичный, и после Троицка он выходил на М5 по этой же дороге, через Варламово и Чербакуль (у Пушкина так!) и далее на Златоуст. Вообще, интересный круиз у Пугачева был, я его отслеживал по скачанной из интернета карте Урала и Приуралья конца 19 века масштабом «въ Англiйскомъ дюймE 40 верстъ». То же Уральско-Поволжское колесо, но некоторые участки надо взять в планы, например, форсирование Камы в Осе, и от Саранска на Царицын мы еще не катались. Правда, начало и конец маршрута в Яицком городке, а это теперь Казахстан, а туда нас, опять же, не пускают современные кыргыз-кайсаки.
А пока мы от Южноуральска проехали четырех-полосный участок до Пласта, который проезжали в прошлом году в обратном направлении. На Варламово не сразу свернули, пришло время обеда, поэтому проехали пару лишних километров по объезду Пласта до ближайшего кафе. Пообедали и вернулись на маршрут. На карте участок дороги до Варламово указан как не асфальтированный, но, похоже, его совсем недавно сделали, так что ехали хорошо. После Варламово, наоборот, дорога указана как существующая, и значит не новая – несколько километров пришлось проехать по ухабам, которые, впрочем, тоже уже скоро уберут, судя по дорожной технике. Выехали на трассу Чебаркуль-Магнитогорск, проеханную нами позавчера, у поселка, забыл как называется, и от еще километров 20 проехали по новой для дорожке, и на М5 выбрались уже у поворота на Миасс.

У Горного озера Олег остановился и, наконец, пустил Таню за руль. Она ехала по загруженной М5 до самого поворота на Первуху, а мы ее уговаривали не переживать зря по поводу того, что фура впереди не обогнанная едет.
Благодаря сокращенной дороге, домой приехали в седьмом часу, еще успели помыться и вылежаться перед новой рабочей неделей.
Tags: О семье, Путешествия

• Сей Геллеспонт переплывал

Каждое лето мы с Таней долго собираемся открыть свой уральский купальный сезон, и обычно раскачиваемся только к августу, как раз к тому времени,…

• Отпуск, июнь 2020, Улан-Удэ

Первую часть отпуска на в этом году мы взяли на июнь, исходя из того, что в конце мая Олег должен был вернуться домой, отслужив свой год в Бурятии.…

• Серебряная свадьба

20 августа 1994 года: 20 августа 2019 года: Как говорится, найдите 25 отличий. :)